- Полонский Як. Петр.
-
ПОЛО́НСКИЙ Як. Петр. (1819—98) — писатель. Из дворян. Окончил Ряз. г-зию (1831—38) и юрид. ф-т Моск. ун-та (1838—44). Жил в Одессе (до 1846; этот период жизни П. отразился в ром. "Дешевый город", 1879) и Тифлисе (до 1857), где служил в канц. наместника М. С. Воронцова и был пом. ред. газ. "Закавказский вестник" (1848—50). В 1858—60 — ред. ж. "Рус. слово", в 1860—96 служил в К-те иностр. цензуры и Совете Гл. управления по делам печати. Лирика П. 1840-х гг. (сб-ки "Гаммы", 1844 и "Стихотворения 1845 года", 1846) замыкается в кругу традиц. для романтизма тем и мотивов, но они иногда приобретают тот особый психологизм и конкретность, благодаря к-рым вскоре имя П. станет прочно связываться с бытовым романсом ("Встреча", "Зимний путь", "Пришли и стали тени ночи..."). Особое место в истории рус. лирики занимает сб. П. "Сазандар" (1849): в отличие от романтиков, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, для к-рых Кавказ был во мн. темой экзотич., в сб. П. он предстает как реальный, бытовой мир, со своей культурой, обычаями и нравами. Сб-ки стихотворений П. 1855 и 1859, поэма "Кузнечик-музыкант" (1859) были сочувственно приняты критикой. П. не примкнул ни к одной из обществ. партий, сотрудничал в "Современнике", "Отеч. записках", "Времени" и "Эпохе", хотя и отдал дань соц. темам (пьеса "Разлад", 1864 — о польск. восст., и т. д.). Они все большее место занимают в его творчестве 1870-х гг. (сб. "Скопы", 1871 и др., ром. "Признания Сергея Чапыгина", 1867; "Женитьбы Атуева", 1869 и др.) и вызывают упреки в эклектизме. В 1880—90-х гг. к П. приходит признание. Сб-ки "На закате" (1881) и "Вечерний звон" (1890) воскрешают темы его ранней лирики и органично вписываются в "старческую" лирику ("Последние песни" Н. А. Некрасова, "Вечерние огни" А. А. Фета и др.), а на "пятницы" в его доме собираются писатели разных поколений. П. воспринимается как патриарх рус. поэзии. На стихотворения П. написано ок. 130 романсов и песен (П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др.), особенно популярными стали "Песня цыганки" ("Мой костер в тумане светит..."), "Узница" ("Что мне она! — не жена, не любовница..."), "Затворница" ("В одной знакомой улице...").
Я. П. Полонский

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.